Господь и самарянка

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня Неделя о самарянке, и это евангельское чтение — центральное в периоде между праздником Святой Пасхи и днем Сошествия Святого Духа на апостолов. Собственно говоря, это евангельское чтение является особым подготовительным чтением к святому и великому дню Сошествия Святого Духа на апостолов.
Евангелие рассказывает о том, как Христос приходит в Самарию, в ту область Палестины, которая жила своей особенной жизнью. Здесь подчеркивается, что иудеи с самарянами не сообщаются. Это действительно так. В период Вавилонского пленения самаряне отступили от завета, смешались с язычниками, приняли очень многие искаженные формы богопочитания — говоря современными словами, впали в ересь. То есть самаряне — это такие классические еретики, отступившие от Бога и исказившие учение о богопочитании.
Более того, когда самаряне попросились у иудеев принять участие в постройке Храма после Вавилонского пленения, то те им отказали, как, практически, язычникам, как нечистому народу. И с этих времен самаряне были глубоко обижены на иудеев, хранили эту обиду очень живо. Настолько велика была эта обида, что был случай, через несколько лет после Рождества Христова, когда самарянские священники подбросили в Иерусалимский Храм труп. Это был страшный скандал — они осквернили Храм, чтобы показать все свое презрение и ненависть к иудеям. Ну и соответственно те платили им тем же.
Христос с учениками проходят через Самарию, тем путем, которым никогда иудей не пойдет — но Христос почему-то выбирает для Себя именно этот путь. Он идет в ту страну непримиримой, страшной вражды двух когда-то близких, братских народо, где Его никто не ждет, где Его обязательно отвергнут, где Ему доставят неприятности, где никто не подаст Ему кружки воды в жаркий день.
И в это место в в жаркий полдень приходит Христос и садится у колодца Иакова. Этот колодец существует до сих пор. Древнее предание говорит о том, что, когда Иаков выкопал этот колодец, в нем была такая бурлящая вода, что она переливалась через край. Вот каков был этот колодец — настоящей живой чистой воды. Туда же приходит женщина, самарянка.
Надо сказать, что Евангелие часто повествует нам о самарянах, и совсем не в негативном смысле, но ставит нам в пример милосердного самарянина, или другого, прокаженного, которого Иисус исцелил наряду с еще девятью прокаженными и который единственный возвращается и благодарит Его. Почему-то Христос все время приводит в пример этих странных самарян, людей с дурными обычаями и искаженной верой. И сегодня мы снова встречаемся с самарянкой, с которой Христос у колодца начинает говорить об удивительных вещах.
Женщина приходит в полденьк колодцу, и Христос начинает с ней разговаривать. Он говорит ей: «Дай Мне пить». В этом обращении Христос нарушает сразу две заповеди. Во-первых, Он обращается к одинокой женщине в публичном месте, что иудей не должен был делать никогда, и, во-вторых, иудей не может пить из сосуда, которым пользовались язычники, или самаряне. Тем не менее, Он обращается к ней, нарушая эти заповеди. Это подобно нарушению субботы, которую Христос постоянно нарушает. И женщина очень удивлена, что вдруг молодой иудей начинает разговаривать с ней таким приветливым образом, — не издалека, не надменно, не свысока, — а как с равной, как один из своих. Ведь только своему можно дать выпить из своего сосуда.
Христос начинает с ней разговаривать и вдруг этой чужой женщине, которая при этом живет в блуде, Он открывает о Себе удивительные вещи, которые не открывает и апостолам, Своим ближайшим ученикам. Он ей напрямую говорит: Я — Христос, Я — Мессия. Его ближайшие ученики думают, спрашивают друг у друга, кто Он, мучаются этим вопросом — Мессия Он или не Мессия? «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46), сомневаются они. Сам Христос спрашивает их: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16:13), «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). И только Петр отвечает Ему на этот вопрос: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16), а Иисус ему на это говорит: это не ты понял, это тебе Отец Мой Небесный открыл. И вдруг, неожиданно, когда эта женщина говорит Ему: «вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19), —Он впрямую говорит ей такие открытые слова: Я — Христос.
Интересно отношение к пророку в Ветхом Завете. Вспомним явление одной женщине пророка Елисея. Когда она увидела, что к ней пришел пророк, как она сразу стала с ним разговаривать! Елисей говорит ей: «проси у меня все, что хочешь», и она говорит ему: «сына у меня нет». И пророк исполняет заветное желание женщины, у которой старый муж, и у нее рождается сын. Более того, потом пророк приходит и воскрешает этого сына, умершего от болезни.
И вот самарянка узнает, что Иисус — пророк и Мессия, и какой же она задает вопрос? Чего нет у этой женщины? Мужа у нее нет. Тот, с кем она живет — не муж ей. У нее совершенно разрушенная жизнь, не сложившаяся судьба, у нее масса проблем. Она приходит к этому колодцу в жаркий полдень, когда у этого колодца никого нет. Ведь колодец — это место, у которого люди встречаются, сплетничают, обсуждают друг друга, а она не хочет, чтобы ее видели и о ней говорили. Она приходит к этому колодцу, когда там никого нет, когда никто не посмеется ей вслед, когда никто не укажет на нее пальцем. И вот эта женщина, вместо того чтобы сказать: «Пророк! Мужа у меня нет, жизнь у меня плохая! Помоги мне! Как бы мне сделать так, чтобы мне пожить счастливой жизнью, чтобы у меня была хорошая семья, чтобы у меня все было как у людей!», — эта странная женщина вдруг начинает говорить о Боге, о богопочитании, о самых главных вещах. Как поклоняться Богу? Как правильно Ему служить? Где то место на земле, где надо Богу кланяться правильно?
И Христос говорит о том, что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, где стоит храм самарян, а надо Ему поклоняться в духе и истине — не «где», но «как». Не внешние вещи объясняет ей Христос, а жизнь в духе. Эта женщина оказывается способна слышать Бога, способна слышать эти удивительные слова, которые до нее доходят, способна вдруг подняться над землей, над своими собственными проблемами, и заговорить о главном для себя — чего я хочу от Бога.
И вдруг оказывается, что эта женщина не хочет что-то получить от Бога, а ей важен сам Бог. И поэтому Христос с ней разговаривает о самом главном — о том, что важно человеку, когда ему нужен Бог. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24): жить не по кими-то правилам, которые говорят о том, как или где правильно поклоняться Богу, но по-настоящему жить духом, по-настоящему жить Богом, жить той истиной, которой является Сам Бог. Ведь Сам Христос о Себе сказал: «Я есмь истина» (Ин. 14:6). Он Сам есть истина, она неотделима от Него. Не правило о Боге, не знание о Боге, а Сам Бог нужен человеку.
И когда Сам Бог оказывается нужен человеку, тогда человек начинает и служить Ему в духе и истине. Именно тогда рождается в нем служение Богу, богопоклонение, именно тогда вдруг начинается в человеке духовная жизнь, о которой мы так часто любим рассуждать. Ведь пока человеку Сам Бог не нужен, а нужны правила о Боге, правила поклонения, то это будет жизнь религиозная, но не духовная. И в религиозной жизни человек может очень преуспеть, достичь больших результатов поста и молитвы, достичь важных благочестивых вещей. Он будет знать, как правильно, как неправильно, как надо творить милостыню, как надо молиться, как надо поститься, как надо все правильным образом исполнять. И будет очень хорошо знать, как это делают неправильные люди, как неправильно поклоняются те или эти, потому что они еретики, они не знают Бога, не знают правила поклонения Богу.
Но не об этом, оказывается, идет речь. И поэтому Господь приходит именно к самарянке, чтобы показать всем нам, что религия — это еще не жизнь в Боге, что религиозные формы богопоклонения — это не абсолютные, а внешние формы богопоклонения. Но если человеку нужен Сам Бог, если без Бога человек не может жить, если Бог ему нужен как жизнь, потому что Бог есть жизнь, есть истина и путь, — тогда человек начинает жить духовной жизнью. Тогда для него становится необходимым и важным слышать Бога, видеть Бога, пребывать в Боге, доверять Ему. Поэтому Христос и о Себе говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34). Пища — то, без чего человек не живет.
Тогда для человека, который вдруг понял, что ему нужен Сам Бог, пищей духовной становится желание услышать Бога, довериться Ему и исполнить Его волю. В этом и есть, собственно, богопочитание — жить по воле Божьей. Не поступать правильно или неправильно, а постоянно искать волю Божью, вслушиваться в нее, вымаливать ее для себя, очень ее хотеть. Почему-то нам кажется, что воля Божья для нас какой-то страшный груз и тяжесть, что-то страшное и невыносимое. Мол, узнаешь волю Божью о себе — и жизнь твоя на этом кончится, и все сразу станет не так, как хочется тебе. Но на самом деле жизнь человека начинается только с того самого момента, когда в нем начинает проявляться воля Божья, потому что это замысел Бога о каждом из нас. Это то, что Он знает о нас и хочет, чтобы мы о себе это узнали.
Мы почему-то Богу оказываемся нужными, и это видно из этого Евангелия. Богу, Христу оказывается нужна эта женщина, самарянка из чужого племени, другой веры, распутница. Вдруг она ему очень нужна, и он приходит к ней и открывает ей Себя. И эта женщина потом идет и возвещает это удивительное открытие тем самым людям, которых она боялась, от которых она пряталась, которых она, скорее всего, не очень любит, потому что они показывают на нее пальцем как на блудницу и осуждают ее. И вот этим самым людям она приходит и открывает то, что ей открыл Господь.
Так человек может поменяться, когда он встречается с Богом. Так человек может поменять мир вокруг себя — немного, но поменять. Этот мир становится другим. Они уже говорят: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).
Сегодняшнее Евангелие — о том, что мы считаем жизнью духовной. Как мы кланяемся Богу? Зачем мы приходим в храм? Почему мы молимся Ему? Что мы от Него хотим? Пусть это Евангелие еще и еще раз нас научит, что значит — кланяться Богу в духе и истине.
Аминь.

Протоиерей Алексий Уминский, Москва 2020 г.